Женяй (jenyay) wrote,
Женяй
jenyay

Поездка в Болгарию. День седьмой. Высокогорные озера и спуск с гор

Прошлая часть закончилась тем, что мы пришли в хижу, где должны были ночевать, но я не сказал одну вещь - электричество в хиже вырабатывается с помощью солнечных батарей, установленных на крыше. Кстати, в совсем мелких деревушках, через которые мы проходили пока гуляли вокруг Мелника, все дома были оборудованы солнечными батареями, в более крупных поселениях, и даже в Софии, солнечные батареи тоже встречались, хоть и не так часто. Поскольку в тот день, когда мы дошли до хижи, погода была большую часть дня пасмурной, электричества хватило не на долго, где-то на час. Свет включили часов в 9 вечера, и погас он часов в 10. Принесли свечи. Поэтому хижа не оборудована розетками, вот здесь и пригодился внешний аккумулятор для зарядки телефона.

Через некоторое время мы отправились спать. Готовиться ко сну и посещать обязательные места приходилось с фонариком. А спать было холодно, помещение не отапливалось, хотя в нем стояла небольшая печка, возможно она используется зимой. Каждому выдали по два шерстяных одеяла, спали мы в одежде, но все равно было холодно. Наш сосед по комнате спал в спальнике.

На следующий день нам надо было успеть на автобус, расписание которого точно известно не было, поэтому уходить из хижи нам надо было в 8 часов. После завтрака каждому из нас выдали пакет с едой, которая должна была быть нашим обедом - красный перец, помидор огурец, кусок брынзы, колбасу и хлеб. Все это входило в оплату за ночевку (и туда даже входили завтрак, обед и ужин).

Наша цель на сегодня была - высокогорные озера. Для этого надо было сначала подняться по сравнительно пологому склону метров на 200 до перевала, а потом практически все время вниз, вниз и вниз за исключением уже последнего участка при приближении к городу, но это ещё будет не скоро. Вроде бы подъем был довольно пологий, но на высоте 2500 метров подниматься все равно было тяжело, мы делали частые перерывы на минуту-другую. В остальном высота никак не ощущалась, по горизонтали идти было так же легко, как и внизу.

Сегодня маршрут у нас был более заковыристый, если вчера мы шли только по одной красной тропе, то сегодня надо было следить за развилками и переходить с одной тропы на другую. Кроме того, на OSM тропы сегодняшнего дня были уже не так хорошо обозначены, хотя в целом этой картой я доволен.

Итак, мы прошли перевал, немного спустились с другой стороны горы и началось самое интересное - мы увидели озера. Наш маршрут проходил таким образом, чтобы пройти рядом с каждым озером, может быть не по самому берегу, но по крайней мере, чтобы увидеть их все. И вот тут уже я понял, что с подъемом мы вчера мучились не зря. Те, кто просматривает мои фотографии в Инстаграме, уже видели некоторые виды оттуда, которые я фотографировал на телефон, надеюсь, что со временем сделаю полноценный фотоотчет по горам Болгарии. Там офигенно красиво.

Уже сверху, пока мы ещё не спустились к озерам, было видно, что на их высоте туман, а на нашей была ясная погода, только облачка набегали. И вот я уже не понял, то ли со временем погода испортилась везде, то ли мы вошли в тот самый туман, но влажность стала стопроцентной, никакого дождя при этом не было, но и последние озера мы почти не видели - все было как в молоке. А вода в озерах чистейшая, я потрогал рукой воду, она была холодной, но я ожидал, что она будет более ледяной, хотя на берегах некоторых из озер лежали слои снега.

Путь в город пролегал через хижу "7-те езера", к которой сходится несколько троп. При подходе к ней мы увидели большое количество народу, и вокруг хижи стояло множество палаток. Тогда мы вспомнили, что несколько дней назад хозяин гостевого дома в Мелнике нам сказал, что в это время на озерах каждый год собираются адепты какой-то секты и устраивают там что-то вроде фестиваля. Тогда стало понятно, почему еще весной все места в этой хиже были заняты, ведь по первоначальной алексовской задумке мы должны были идти в противоположную сторону, как делает большинство горных туристов, и не подниматься от Рилского монастыря, а спускаться к нему (хотя не факт, что подъем с другой стороны был бы легче). А ночевать должны были не в хиже "Иван Вязов", а в той самой "7-те езера", которую сейчас заняли сектанты. Уж не знаю, что за слёт у сектантов, нас они мало интересовали, хотя в Мелнике нам говорили, что они на озерах устраивают что-то интересное. Но мы только видели, как человек десять встали в круг, вытянули руки вверх и начали ими махать, как футбольные болельщики на стадионе. Ну да хрен с ними.

После того как мы прошли сектантов, у нас оставалось одно озеро, которое было где-то в отдалении, но тропа вела к нему. По дороге мы увидели, как в гору взбирались два каравана лошадей. Удивительно, как они преодолевали некоторые подъемы, да еще по камням, почвы в этом месте практически не было.

Теперь мы все время шли вниз, но туман резко сгущался, после того как кончилась каменистая местность, появилась мокрая трава и сначала небольшие кустарники можжевельника, потом стал появляться что-то вроде карликового леса, множество то ли елей, то ли сосен (все время их путаю) высотой метра полтора - размер как раз для новогодней ёлки. Здесь нам надо было не запутаться и найти ответвление на другую, синюю, тропу, в хиже нас предупредили, что эта тропа нормально проходится, но маркирована она неважно. И действительно, мы вроде бы нашли место развилки, но синих маркеров нигде не было видно. Тогда Алекс заметил на другой стороне довольно широкого ручья полосатый металлический столбик - зимнюю маркировку, он вспомнил, что она, согласно карте, идёт как раз по синей тропе. Пришлось опять скакать по камням. И действительно, на другой стороне ручья кое-где стала видеться давно не обновляемая синяя маркировка, мы пошли по ней. Со временем маркировка стала заметно лучше.

По мере нашего продвижения вниз травы стало заметно больше, хотя мы все ещё шли по камням, появилась черника с мелкими, но уже созревшими ягодками. Со временем трава стала по колено, она была вся в росе, и к тому времени, как мы спустились на уровень хвойных лесов, кроссовки и штаны по колено были мокрые. Но тропа, хоть и узкая, но была, причем довольно явная. Возможно, роса, туман и влажность - это последствия ночной грозы. В принципе, после вчерашнего дождя такая влажность уже не особо напрягала, главное, чтобы дождь не пошел сегодня. Понятно было, что в гостинице придется опять сушиться.

Со временем каменистая дорога сменилась грунтовой, правда, при этом пропала и черника. Стали попадаться хвойные деревья и кое-где кустики малины, к сожалению уже без ягод.

Таким образом без особых приключений мы дошли до хижи "Вага". От неё уже шла автомобильная дорога до Мальовицы - поселения, поселения, от которого должен был отходить автобус до Самокова, где мы должны ночевать. Но, к сожалению, эта дорога нас не интересовала - она делала огромные крюки, обходя крутые участки гор. В хиже мы тяпнули по стакану чая, что было очень кстати для того, чтобы передохнуть и не замерзнуть, ведь мы были мокрые как снизу - от росы, так и сверху - от пота. По мере нашего спуска погода менялась буквально за считанные минуты, и мы иногда с интервалом 5-10 минут то надевали куртки, то снимали их. Сухие футболки я решил поберечь для гостиницы, а в потной идти до конца пешеходной части пути, сменив ее перед автобусом.

Заодно Алекс уточнил в хиже, что автобус от Мальовицы до Самокова действительно ходит, хотя точное время нам сначала не назвали, но уверили, что до Мальовицы по красной тропе можно дойти за 2 часа, но идти придется в гору, подниматься нужно будет метров на 200. Через некоторое время женщина, которая, работает в кафе хижи куда-то сбегала и сказала, что не надо нам идти до Мальовицы, а чтобы мы шли по автомобильной дороге 4 км, а там будет остановка нашего автобуса, который ожидался через 3 часа. Но мы же не ищем лёгких путей, к тому же, что нам делать 2 с лишним часа, сидя на остановке? Мы опять пошли по тропе. На этот раз рельеф высот был таким: сначала крутой подъем, метров на 150, а потом спуск примерно на такую же величину, после этого был долгий пологий участок, а потом опять подъем, который выходит на асфальтированную трассу, которая вскоре приводила в Мальовицу. Но все это происходит уже на высоте около 1200 метров и подъемы хоть и брались с передышками, но заметно легче, чем на большой высоте. По дороге мы устроили перекус с поеданием овощей, которые нам дали в хиже "Иван Вязов" и вышли на шоссе. Больше лесных походов не ожидалось, и я оставил свою палку около отметки красной тропы при входе в лес - может её кто-нибудь подберет, как вчера я подобрал ее при входе на тропу около Рилского монастыря, и она кому-нибудь еще пригодится, а может и не раз. Таким образом, спуск с гор с заходом на озера у нас занял 8 часов. В 8 утра мы вышли из хижи, и чуть раньше 16 часов были в Мальовице.

Здесь до автобуса у нас был где-то час, и мы смогли спокойно поесть в местной механе - кафешке с национальной болгарской едой, а заодно посидеть в тепле, ведь за последние два дня заметно похолодало, было, наверное, чуть больше 10 градусов.

В нужное время приехала маршрутка, и где-то через час мы были в Самокове, где пошли в сторону гостиницы. На сегодняшний день прогулок было достаточно.